Июл 04

Служба сопровождения замещающих семей

Граждане, решившие создать замещающие семьи, проходят поэтапную подготовку в «Школе приемных родителей», где с кандидатами работают специалисты. Но как показывает практика, этого оказывается недостаточно, так как замещающие семьи сталкиваются с проблемами воспитания и обучения детей после принятия их в семью. То есть семья нуждается в дальнейшем сопровождении специалистами: психологами, социальными педагогами, которые находят индивидуальный подход к решению конкретных проблем, волнующих семьи. Важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки замещающей семье. Специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ГККОУ «Санаторный детский дом № 31» была разработана специальная программа психолого-педагогического и правового сопровождения замещающих семей «Дружная семья».

Программа психолого-педагогического и правового сопровождения замещающих семей реализуется в несколько этапов.

  1. Профилактическая работа направлена на оказание психологической помощи и поддержки родителей, находящихся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, возникших в результате воспитания и обучения приемных детей.
  2. Диагностическая работа направлена на выявление причин возникновения проблем в воспитании приемных детей; изучение внутрисемейного статуса и социальной роли замещающих родителей в семье.
  3. Консультативная работа направлена на освещение вопросов, связанных с проблемами обучения, развития, социализации детей в замещающих семьях.
  4. Коррекционная работа направлена на оказание психологической помощи и поддержки замещающим родителям в решении личностных проблем приемных детей (по результатам диагностического обследования).
  5. Просветительская работа направлена на повышение психологической компетентности замещающих родителей, на популяризацию психолого-педагогических знаний среди замещающих семей.

Работа по программе с замещающими родителями осуществляется через индивидуальные и групповые формы обучения. К ним можно отнести: лекции, консультации, семинары-практикумы, сюжетно-ролевые игры, «мозговой штурм», семейный совет, тренинги. В ходе занятий замещающие родители имеют возможность под руководством специалистов Службы самостоятельно найти пути решения проблемы, что способствует формированию компетентного поведения, предотвращая опасность роста вторичного социального сиротства. В конце занятия определяется его результативность, проводится рефлексия, с целью получения обратной связи. По итогам цикла занятий семьям вручаются памятки и рекомендации по вопросам воспитания и образования детей.

Замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:

  • Закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды, особенности развития детей-сирот.
  • Методы и способы эффективного взаимодействия с приемным ребенком.
  • Особенности формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста.
  • Способы построения эффективного взаимодействия со специалистами.

Замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

  • Использовать полученные знания в воспитании приемного ребенка.
  • Видеть возможности формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию приемного ребенка.
  • Выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка.
  • Предотвращать ситуации нарушений прав ребенка, риски жестокого обращения.
  • Оценивать воспитательный ресурс своей семьи.
  • Быть готовым к сотрудничеству со специалистами и другими замещающими семьями.

Ожидаемый результат – это реабилитация, социальная адаптация и социализация детей из замещающих семей, развитие их социально-положительной активности, помощь в подготовке к жизни в обществе. Умение разрешать межличностные конфликты. Эмоциональный комфорт детско-родительских отношений. Положительная динамика психофизического развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Сегодня мы знаем, что не каждый ребенок легко адаптируется в замещающей семье. Мы владеем разнообразными системами организации воспитательной и реабилитационной работы с ребенком, воспитывающемся в замещающей семье, но, в тоже время, признаем, что в каждой семье – своя система воспитания, главное, чтобы были учтены интересы ребенка. Тогда он будет счастливым.

В Государственном казенном оздоровительном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №31» была проведена работа по разработке положения Службы сопровождения замещающих семей, плана работы службы, методических материалов, буклетов, листовок службы.

Прием замещающих родителей проходит на основании направления управления образования администрации г. Кисловодска и Предгорного района в соответствии с графиком работы детского дома. Количество обратившихся с 1 июля 2014 года – 15 семей. Количество консультаций – 35 социального педагога, 65 педагога – психолога. Количество выездов по месту проживания замещающих семей – 33. С момента открытия службы к нам обращаются замещающие семьи уже имеющие на попечении детей, и семьи, которые только планируют взять ребенка из детского дома, также обращения родителей лишенных родительских прав в оказании помощи в восстановлении родительских прав.

Деятельность по оказанию сопровождения осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, и врач- педиатр детского дома.

Замещающие родители обращаются к нам с различными проблемами как психолого-педагогического, так социально юридического и медицинского характера. Наиболее актуальные проблемы связанны с процессом адаптации ребенка в приемной семье, первых днях знакомства с ребенком и способах установления с ним контакта для лиц планирующих взять ребенка. Также обращаются по таким вопросам как сбор документов для поступления в школу или перевода в другую школу, сбор документов на получения льготного жилья, и т.д.

Работа с замещающими родителями включает в себя взаимодействие с замещающими родителями через органы опеки и попечительства, коррекционно-развивающие занятия, беседы с детьми, индивидуальные консультации замещающих родителей, проведение бесед. консультации с ребенком, выездные работа специалистов службы по месту проживания замещающей семьи, консультации в телефонном режиме.

Исходя из нашей практической работы, мы пришли к выводу, что необходимо постоянное и регулярное   наблюдение за ходом адаптации  ребенка к проживанию в замещающей семье, в социуме. Так как процесс адаптации, один из наиболее кризисных и требует особо тщательного и бережного подхода к сопровождению семьи со стороны специалистов службы.

С целью информирования жителей города о функционировании « Службы сопровождения замещающих семей» на базе детского дома, были изданы рекламные листовки о работе службы, так же информация о службе была отражена в газете « На водах» и на телеканале «СИФ» ТНТ.

Форма 1

Количество специалистов, работающих в учреждении

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (2014 г.)

Учредитель Юридический адрес, телефон, e-mail Ф.И.О.руководителя Количество работающих специалистов
психолог соц. педагог учитель-логопед учитель-дефектолог врач другиеспециалисты
ГКООУ «Санаторный детский дом № 31» г. Кисловодск ул. Островского 72. Сгибнева Лилия Константиновна 1 1 1 1 1 2

 

Форма 2

Численность работников учреждения (2014г.)

Численность работников в учреждении Наличие вакансий Численность работников, повысивших квалификацию в течение года
Всего В т. числе специалистов Всего В т. числе специалистов
Без категории I категория Высшая
36 6 2 2 2 0 4

 

Форма 3

Количество обратившихся за помощью (детей, родителей, специалистов) в учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи ( 2014 г.)

Численность обслуженных за год
всего     человек из нихнесовершеннолетних детей из них родителей из них специалистов(за методической помощью)
45 12 25 8

 

Форма 4

Виды и количество услуг, оказываемых в учреждении для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (2014 г.)

Категории клиентов Консультации Диагности-рование Коррек-ционная работа Психопро-филакти-ческая работа Психоло-гическое просвещение Другие виды
1. Дети и подростки 65 15 48 65 45 16
2. Родители 97 6 13 97 60 8
3. Специалисты 15 3 15 9

 

 

Форма5

Количество обратившихся за помощью семей в учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (____ г.)

Всего В том числе семьи
с детьми с ограниченными возможностями здоровья с опекаемыми, усыновленными детьми много-детные неполные малообеспе-ченные беженцы
15 9 1 5 0 0

 

Форма 6

Повышение квалификации специалистов

Анализ и планирование деятельности, прохождение курсов повышения квалификации, анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, участие в научно-практических семинарах и конференциях, посещение совещаний и методических объединений.

№ п/п Ф.И.О. педагогов-психологов Форма(Краткосрочное повышение квалификации, стажировка, участие в длительных обучающих программах)
1 Шаманова Роза Магометовна Современные технологии сопровождения замещающих семей
2. Мусаэлян Екатерина Юрьевна Современные технологии сопровождения замещающих семей
3. Каитов Борис Батдалович Современные технологии сопровождения замещающих семей
4. Сгибнева Лилия Константиновна Современные технологии сопровождения замещающих семей
5. Мирошникова Анна Олеговна Современные технологии сопровождения замещающих семей

 

Форма 7

Участие в конференциях, семинарах, творческих мероприятиях

 

№п/п Ф.И.О. педагогов-психологов Название конференции, съезда, семинара, круглого стола и т.п. Форма участия (член оргкомитета; выступление на пленарном заседании; руководство секцией; сообщение на секции, заочное, участие в дискусии и т.д.)
1. Участие в конференциях, семинарах и т.д.
1. Мусаэлян Екатерина Юрьевна — Школа примирения- Форум «Новая семья»
2. Мирошникова Анна Олеговна — Школа примирения- Форум «Новая семья»

 

 

Форма 8

 

Материально-техническая база Службы сопровождения замещающих семей

№п/п Помещеие для работы(кв. м) Кабинеты для коррекционно-развивающей,   консультативной работы Печатные издания Специальное оборудование для оказания психолого-педагогической помощи Интернет-сайт или страница на сайте Наличие программы скайп
1. 15м2 1 5 Сенсорная комнатаКомната психологической разгрузки, кабинет общений Detidom31.ru

 

Школа приемных родителей

В 2014 году в Государственном казенном оздоровительном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №31» была проведена работа по разработке положения программы Школа приемных родителей, программ, учебно-тематического плана, методических материалов функционирования службы «Школы приемных родителей», буклет, листовки школы приемных родителей.

За 2014 год на базе ГКООУ «Санаторный детский дом №31» было реализовано шесть программы Школы приемных родителей. Общее количество человек, проходивших обучение по программе, составило 29 человек, свидетельств выдано 29.

Зачисление в Школу приемных родителей происходило на основании направления управления образования администрации г. Кисловодска, Пятигорска. Программа подготовки кандидатов в приемные родители осуществлялась в выходные дни. Время проведения занятий согласовывалось с кандидатами в приемные родители.

Подготовку кандидатов в приемные родители осуществляли педагог-психолог, врач-педиатр, социальный педагог, юрист детского дома в соответствии с установленным количеством часов, отведенных на каждого специалиста. Курсы по повышению квалификации прошли специалисты, осуществляющие реализацию «Школы приемных родителей».

Высказанные на занятиях тревоги кандидатов в приемные родители были связаны с принятием решения о том, говорить ли ребенку о том, что он приемный, в каком возрасте лучше сказать; процессом адаптации ребенка в приемной семье; первых днях знакомства с ребенком и способах установления с ним контакта; необходимыми документами для оформления опекунства и усыновления; этапами процесса усыновления; психофизиологическом состоянии детей-сирот.

Работа с кандидатами в приемные родители включала в себя такие формы занятий как, интерактивная лекция, круглый стол, тренинговые занятия, индивидуальные консультации, взаимодействие кандидатов в опекуны и попечители с ребенком через межличностное общение, познавательные игры, досуговую деятельность.

№ п/п Наименование мероприятия Наименование целевых групп Охват целевых групп мероприятием (с 01.01.2014 г. по 31.12.2014) Влияние Программы на целевые группы
1. Вводное занятие с кандидатами в приемные родителиЗнакомство участников с группой специалистов работающих с программой «Школы приемных родителей»

Знакомство со структурой курса

Кандидаты в приемные родители 2 группы Проявлен интерес кандидатов к психологическим и физиологическим особенностям развития детей-сирот Выявлены ожидания участников от занятий
2. Интерактивная лекцияЮридические вопросы связанные с приемом ребенка. Формы семейного устройства детей. Кандидаты в приемные родители 2 группы Ознакомлены с нормативно правовой документацией, необходимой для оформления опекунства. Ознакомлены с особенностями форм семейного устройства детей.
3. ТренингМетоды профилактики девиантного, делинквентного, аддиктивного поведения.

Коррекция агрессивного поведения.

Кандидаты в приемные родители 2 группы Ознакомлены с методами работы с негативными проявлениями в поведении приемных детей
4. ТренингУстановки, существующие по отношению к приемным семьям

Ожидания и страхи участников связанные с приходом в семью ребенка

Семейная история

Кандидаты в приемные родители 2 группы Проведена работа по устранению страхов кандидатов, связанных с приходом в семью приемного ребенка
5. Интерактивная лекцияЭтапы процесса усыновления, административная часть процесса передачи ребенка в семью. Кандидаты в приемные родители 2 группы Ознакомлены с этапами процесса усыновления, особенностями передачи ребенка в семью
6. Интерактивная лекцияСоциально-психолого-педагогическая характеристика детей-сирот разного возраста. Особенности усыновления (попечения) детей разного возраста. Кандидаты в приемные родители 2 группы Сформировано представление об особенностях усыновления детей разного возраста, ознакомлены с кризисными этапами возрастного развития приемных детей.
7. Интерактивная лекцияПсихофизическое развитие детей, воспитывающихся в условиях учреждения. Кандидаты в приемные родители 2 группы Сформированы представления о состоянии здоровья детей сирот и механизмах их реабилитации
8. Интерактивная лекцияПонятие первичной и вторичной привязанности у ребенка Кандидаты в приемные родители 2 группы Понимание роли эмоциональных переживаний детей-сирот и их влияние на психологические процессы отделения ребенка от кровных родителей и формирования привязанности к замещающей семье.
9. ТренингКомплексная психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы и гностических процессов — наблюдение в динамики. Постдиагностическое консультирование.

 

Кандидаты в приемные родители 2 группы Получение возможности у кандидатов получить наиболее полную оценку его личностных качеств. Повышен уровень социально-правовой, психолого-педагогической компетенций, развиты воспитательные возможности принимающих родителей.

Свидетельства об окончании Школы единого общероссийского образца получили участники программы по подготовке кандидатов в приемные родители.

Содержание программ и количество часов подготовки соответствует блокам, утвержденным Министерством образования Ставропольского края.

С целью информирования жителей города о функционировании Школы приемных родителей на базе детского дома, были изданы рекламные листовки о работе службы, так же был установлен баннер на въезде города Кисловодска с информацией о Школе приемных родителей, контактах.

 

 

 

 

Комментирование закрыто.