Июл 05

Приложение 4.

 

Выдержки из Памятки для тех, кто думает о принятии на воспитание ребенка
с ОВЗ проекта «Ванечка» для создания собственных Памяток

(Оригинал можно скачать на сайте Ванечка.рф в разделе «Родителям» кнопка «Если брать в семью ребенка с ОВЗ» http://xn--80aaenzq5e.xn--p1ai/for_parents/disabled )

 

ПАМЯТКА
ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ВЗЯТЬ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

( с чем можно столкнуться на этом пути и как успешно с этим справиться )

 

Vanechka.ru – это уникальный проект, где каждый родитель может:

  • Зарегистрироваться в Базе Потенциальных родителей, которую просматривают органы опеки и директора детских домов в различных регионах, а возможно и Ваш будущий ребёнок 😉
  • Воспользоваться интерактивным помощником по устройству ребёнка в семью, который сопровождает этот процесс на каждом этапе, указывая необходимые документы, процедуры и допустимые временные рамки
  • Получить возможность оперативного общественного влияния с помощью юристов, волонтеров проекта, привлечения СМИ на работу того ведомства или учреждения, где регулярно возникают сложности

Добрый день!

Вы держите в руках памятку, созданную юристами, врачами и волонтерами проекта «Ванечка.рф«. Мы разработали ее для того, чтобы любой родитель, желающий взятьв семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья, мог иметь представление о том, с чем может столкнуться и что при этом полагается по закону от государства.

Материалы изложены максимально емко и систематично для удобства восприятия информации и представляют собой наше видение обозначенных вопросов, основанное на многолетнем и разноплановом опыте. Разумеется, при углублённом изучении вопроса, а тем более при устройстве в семью ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, без дополнительной информации и персональных рекомендаций специалистов не обойтись.

Задача памятки — донести до потенциальных родителей, что принимать в семью детей с ограниченными возможностями здоровья сложно, но не страшно. Со многими проблемами можно справиться самостоятельно, но при этом не стоит забывать, что вы не одни и всегда есть к кому обратиться за помощью.

Конечно, в брошюру вошли не все заболевания, с которыми может столкнуться потенциальный родитель, да и законы в нашей стране часто редактируются, поэтому вы всегда можете найти всю самую свежую информацию на нашем сайте Ванечка.рф и узнать по телефону горячей линии 8 (495) 970-20-10. 

 

Возможно, это первое издание аналогичного характера, и тем более уникальное по способу изложения информации, поэтому просим не судить авторов строго J Все Ваши предложения будем рады видеть на электронной почте hotline@vanechka.ru

 

 

 

Благодарим за внимание,

Коллектив портала«Ванечка.рф»

 

Статистика

ДЕТЕЙ-СИРОТ С КАЖДЫМ ГОДОМ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ

Начиная с 2005 года у нас в стране наблюдается тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года. Если в 2011 г. в течение года было выявлено 82177 детей-сирот, то в 2012 г. их число сократилось практически на 7,5 тысяч и составило всего 74724 человек. Всего же с 2005 года число детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года, сократилось практически на 60 000.

 

ИНОСТРАНЦЫ СТАЛИ МЕНЬШЕ УСЫНОВЛЯТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ

Несмотря на все существующие мифы о том, что иностранные граждане все чаще усыновляют наших детей, статистика явно говорит об обратном. Уже не первый год наблюдается тенденция сокращения усыновления детей иностранными гражданами. Так с 2005 года усыновление в иностранные семьи сократилось практически в 4 раза. А в 2012 году составило 2,5 тысячи человек, что почти на 1000 человек меньше, чем в 2011 году.

 

РОССИЙСКИЕ ГРАЖДАНЕ УСЫНОВЛЯЮТ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ЧАЩЕ,ЧЕМ ИНОСТРАНЦЫ

В 2012 году наметилась незначительная тенденция сокращения детей-инвалидов, передаваемых на воспитание в семьи. Это обуславливается сокращением числа детей-инвалидов, выявляемых ежегодно как оставшихся без попечения родителей, а также сокращением численности воспитанников, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, несмотря на существующее мнение, что иностранцы берут в семьи наших инвалидов чаще, чем российские граждане, — миф. Только в 2012 году число детей, принятых в российскую семью составило 1410 человек, что в 8 раз больше, чем детей, усыновленных иностранными гражданами, число которых составило только 171 человек.

Данные предоставлены Министерством образования и науки РФ, Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей в рамках Интернет-проекта «Усыновление в России» http://www.usynovite.ru/

Кто такие дети-инвалиды

Дети-инвалиды – это лица, не достигшие возраста 18 лет, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет или до достижения гражданином возраста 18 лет.

Сроком на 5 лет данная категория устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.

__________________________________________________________________________________________________________________

 

Возможные формы устройства детей-инвалидов в семью

Статья 123 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) называет четыре формы семейного устройства:

  • усыновление (удочерение);
  • опека (попечительство);
  • приемная семья;
  • патронатное воспитание.

 

Усыновлениепринятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Таким образом, статус усыновленного ребенка ничем не отличается от ребенка кровного.

Преимущества: Особенности:
·       Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.

·       Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.

·       Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

·       Требуется утверждение гражданским судом, поэтому оформляется дольше, чем опека.

·       Все обязанности по содержанию и воспитанию ребенка ложатся только на усыновителей.

·       Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

Финансовая поддержка государства:

Государство выплачивает единовременное пособие на усыновляемого ребенка.

Кроме того, государство предоставляет послеродовой отпуск и выплаты в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.

Если усыновленный ребенок в семье по счету второй (третий и т.д.), он имеет право на материнский капитал. Все остальные формы семейного устройства выплаты материнского капитала не предполагают.

Опека (попечительство), приемная семья, а также патронатное воспитание (патронатная семья) — это, в отличие от усыновления (удочерения), формы устройства, которые родственных связей не образуют. Соответственно, отношения наследования не возникают. Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

При указанных формах устройства ребенок, в отличие от усыновления (удочерения), принимается в семью на правах воспитуемого.

Опекаустанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство — над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительствоустанавливается в отношении детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (а также в отношении совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности). Попечители обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Преимущества: Особенности:
·       Опека (попечительство) устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.

·       На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.

·       По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

·       Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.

 

·       Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.

·       Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.

·       Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.

·       Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.

Финансовая поддержка государства:

На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.

В случае смерти кровного родителя ребенка назначается пособие по потере кормильца.

Льгота на проезд.

Право на получение жилья по достижении 18 лет (в случае отсутствия собственного).

Льгота по квартплате.

Льгота при поступлении в учебное заведение.

Льготы на санаторно-курортное лечение.

Право на бесплатное питание в школе.

Право на бесплатное посещение кружков.

 

Приемная семья в отличие от опеки (попечительства) – это законное представительство интересов ребенка по договору о приемной семье, который заключается между приемными родителями и органом опеки и попечительства на определенный срок. Приемные родители при этом являются опекунами (попечителями) ребенка, но в отличие от опеки (попечительства) как самостоятельной формы устройства, они (приемные родители) получают заработную плату, конкретный размер которой устанавливается законами субъектов РФ, но в любом случае не ниже установленного Правительством РФ минимального уровня.

Преимущества: Особенности:
·       Возможно передать в семью детей, не имеющих статуса, детей, изъятых из многодетных семей, или осужденных родителей и в ином случае, обречённых жить в детском доме.

·       Менее жёсткие требования к кандидатам — такие же, как и при опеке.

·       Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

·       Сложнее оформлять, т.к. требуется оформление договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях.

·       Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.

Финансовая поддержка государства:

На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.

Приемному родителю выплачивается зарплата и засчитывается трудовой стаж.

На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, льготы на оплату жилья, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.

Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.

По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

 

Патронатное воспитание (патронатная семья)– это форма устройства несовершеннолетних, которая полностью регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. Например, в г. Москве данная форма регулируется Законом г. Москвы от 14.04.2010 N 12 (ред. от 28.11.2012) «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве». В данном законе патронатное воспитание определяется как форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок.

 

Преимущества: Особенности:
·       Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется замещающая семья или не имеющего статуса, позволяющего передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае, обречённого попасть в приют, детский дом.

·       Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.

·       Стороны в договоре,представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывают помощь в воспитании, в решении сложных проблем.

·       Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).

·       Работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный контроль и отчётность за воспитание и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.

·       Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора.

·       Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

·       Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Финансовая поддержка государства:

На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.

Приемному родителю выплачивается зарплата и засчитывается трудовой стаж.

На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, льготы на оплату жилья, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.

Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.

По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

 

Сложно, но не страшно

/Медицинский аспект/

Группы заболеваний ТИФЛО (зрение) СУРДО (слух) ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ РЕЧЕВЫЕ нарушения УМСТВЕННЫЕ и неврологические нарушения СОМАТИЧЕСКИЕ И ИНФЕКЦИОННЫЕ (внутренние органы)
Наиболее часто встречающиеся заболевания среди воспитанников детских домов, обозначения взяты из международной классификации МКБ-10 Гиперметропия Н52.0

Миопия Н52.1

Астигматизм Н52.2

Косоглазие Н50.0

Птоз век Q10.0

Сенсоневральная тугоухость H90.5 различной степени тяжести

Атрезия слухового прохода, снижение слуха при аденоидах G35.2

Кондуктивная тугоухость

Экссудативный отит H66.9

Хронический мезотимпанит H66.1

Нарушение осанки М43.9

Плоскостопие М21.4

Сколиоз М41.9

Врожденные аномалии конечностей Q87.2 Нарушение функций опорно-двигательного аппарата на фоне детского церебрального паралича G80.9 и аномалий развития спинного мозга Q05.2

Дизартрия F80.9

ДислалияF80.0

Задержка речевого развитияF89.0

Нарушение речевого развития на фоне врожденных аномалий челюстно-лицевой области (расщелина неба, губы, аномалии лица Q32.1,Q36.9,Q87 и т.д.)

Перинатальное поражение центральной нервной системы G96.8 и резидуальные явления перинатального поражения цнс G93.4

Задержка нервно-психического и речевого развития F89.0

Умственная отсталость различной степени тяжести F70-F72

Хромосомные синдромы, наиболее часто встречающийся с-м Дауна Q90.9

Неврозоподобные синдромы и неврозы

Заболевания сердца(врожденные пороки

Q21.0,Q21.3,Q23 и т.д.)

Заболевания почек-врожденные аномалии и приобретенные заболевания Q63.1,N30.2, Q62.7,N11.8, N28.9

Хронический

гастродуоденит К29,3

Хронический гепатитВ- В18.1

ВИЧ инфекция В23Бронхиальная астма G45.0

Хронические неспецифические заболевания легких G84.9

Рекомендации медицинского и бытового характера, частота и место их выполнений Гигиена зрения(соблюдение режима зрительной нагрузки при просмотре телевизора, занятий на компьютере) в зависимости от возраста 15-45 мин.; гимнастика для глаз(комплекс упражнений регулярно дома) 3-5 мин. При косоглазии окклюзия (заклейка) глаз по назначению офтальмолога.

Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать. В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей (В. П. Ермаков). В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием

Первые два вида снижения слуха, чаще врожденные, требуют своевременной диагностики-проведение аудио и тимпанометрии, КСВП обследование (консультация сурдолога при задержке речевого развития). Профилактика снижения слуха на фоне патологии ЛОР органов заключается в систематическом закаливании организма для предупреждения рецидивов заболевания (обтирание, полоскание горла), беречь уши от попадания воды во время мытья и купания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулярно дома всем детям с тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата(сколиоз, ДЦП, аномалии конечностей и т.д.) требуется проведение ежедневно комплекса лечебной физкультуры, желательно с применением тренажеров. Массаж дома постоянно и в условиях реабилитационного центра, поликлиники или санатория ежеквартально. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение сертификата в реабилитационный центр 2-4 раза в год по рекомендации медико-социальной экспертизы, получение путевки в санатории для прохождения комплекса реабилитационных мероприятий.Обязательно постоянно плавание в бассейне. Ношение ортопедической обуви, по показаниям реклинатор, туторы, аппараты для ходьбы,коляска прогулочная памперсы, адсорбирующее белье, что определяют врач-ортопед и невролог и что прописывается в индивидуальной программе реабилитации каждому ребенку при прохождении экспертизы в бюро МСЭ. Оборудование дома опор для передвижения ребенка, спортивного уголка. Занятия с логопедом в условиях специализированного детского сада, логопедического центра, поликлиники.

Дома учить потешки, скороговорки, повторять их систематически в течение длительного времени до правильного автоматического произношения звука.

Игры дома, в детском коллективе, артикуляционная гимнастика, упражнения по развитию моторики, развитие тонких дифференцированных движений пальцев. Этими методиками должен овладеть родитель и научить ребенка, т.к. одних занятий с логопедом недостаточно, необходима помощь родителей.

Создание благоприятного микроклимата в семье, детских учреждениях.

Расширение жизненного пространства. Вовлечение ребенка в активную творческую деятельность (посещение спортивных, творческих кружков, выставок, музеев, театра).

Требования к ребенку не должны быть выше его умственных и физических возможностей. Давать задания, с которыми ребенок может справиться. Не упрекать ребенка в неумении что-либо сделать, учить его и всегда поддерживать в сложной ситуации. Быть положительным примером.Дети с поражением нервной системы действуют по подражанию и часто попадают под негативное воздействие окружающих его людей.

Проведение профилактических

мероприятий для

предупреждения обострений заболевания и его осложнений: закаливание, полноценное питание, занятия в спортивных секциях по рекомендации врача;

при необходимости — курсовое медикаментозное

лечение илипостоянная

базисная терапия. Родители должнызнать, что некоторые

заболевания лечатся

длительно, иногда пожизненно.

Надо быть готовым

объяснитьребенку

необходимость лечения, настроить его на

положительный исход

заболевания.

Детям с ВИЧ-инфекцией

особеннотребуется

любовь и поддержка

близкого, т.к. наше общество еще неготово безопаски принять таких

детей и взрослых.

Постепеннои очень

тактичнонадоготовить ребенка к жизни с таким диагнозом.

Профильные врачи, их функции, частота посещений Офтальмолог по месту жительства, кабинет охраны зрения при его наличии, невролог 2 раза в год и по назначению, оперативное лечение птоза(опущение век) и косоглазия в плановом порядке. Отоларинголог, сурдолог 2 раза в год и по показаниям.

Санация полости рта, носоглотки-аденотомия, тонзиллотомия, шунтирование и т.д.

Врач-ортопед в зависимости от диагноза 2-4 раза в год; врач -невролог 2 раза в год детям с аномалиями развития спинного мозга, которые включают в себя нарушение функции тазовых органов.

Парезы и деформации конечностей, детям с ДЦП. Медикаментозное лечение по показаниям 2-4 раза в год, в том числе применение препарата Диспорт детям с ДЦП по льготным условиям через врача-невролога. Консультация ведущих специалистов городского, краевого или федерального уровня для решения вопроса об оказании высокотехнологической помощи в специализированных центрах с участием Фонда социальной защиты населения.

Врач-невролог 2 раза в год и по показаниям. Консультация сурдолога. При врожденных аномалиях наблюдение ортодонта и по возможности раннее оперативное исправление дефектов. Консультация стоматолога для исключения короткой уздечки. Занятия с логопедом, дефектологом.

По показаниям консультация психиатра.

Врач-невролог, психиатр 2 раза в год и по показаниям. Консультация генетика, желательно на первом году жизни. При необходимости оформление пособия на бюро медико-социальной экспертизы для признания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Врач-педиатр,кардиолог

нефролог, инфекционист,

пульмонолог в зависимости от заболевания

2 раза в год и по показаниям, поназначению врача проведение лабораторных и

инструментальных

обследований ребенка.

Проведениеежегодной

диспансеризации в поликлиникепо месту

проживания или в детском учреждении.

По показаниям признание ребенка с ограниченными возможностямиздоровья

через медико-социальную

экспертизу.

Дополнительное оборудование – стационарное и мобильное Коррекция зрения очками. Компьютерные программы для улучшения зрения.

Разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля.

По показаниям -слуховой аппарат и другие средства технической реабилитации (телевизор с бегущей строкой, часы, телефон), оформление инвалидности при сенсоневральной тугоухости. Ортопедическая обувь, туторы, аппараты для ходьбы, коляска прогулочная, тренажеры, памперсы, адсорбирующее белье, пандусы, опоры для передвижения, трости, костыли по показаниям. Игровые методические пособия для развития моторики пальцев рук, книги-потешки, скороговорки.

Дети с пороками развития до проведения операции пластики губы, неба носят защитные небные пластины,необходимо терпение и контроль со стороны родителей.

Игровые методические пособия, книги, спортивное оборудование. Спортивное оборудование дома-гантели, эспандер, перекладина.

Средствапервой

помощи и умение оказать ее в случае обострения заболевания.

 

Медицинские показания (климат, режим дня и др.) Режим дня по возрасту с соблюдением режимных моментов сна, бодрствования, питания, двигательной нагрузки, избегать прямых солнечных лучей. Режим дня по возрасту Режим дня щадящий с достаточным сном, полноценным питанием, прогулками, активным двигательным режимом, включая занятия плаванием, упражнениями на тренажерах. Режим дня щадящий,т.к. дети часто эмоционально неустойчивы. Питание с обязательным включением овощей. фруктов для тренировки мышц рта и неба. Детям с врожденными дефектами развития необходим постепенный переход от протертой мягкой пищи до более твердой Режим дня щадящий с достаточным сном, прогулками, спокойными играми, умеренной физической и умственной нагрузкой. Ограничение пребывания на солнце, исключить плохо проветриваемые помещения, возбуждающие игры и шумные мероприятия, ограничение просмотра телевизора, компьютерных игр Режим дня щадящий с соблюдением диеты.

достаточным

сном, правильным чередованиемумственных

и физическихнагрузок.

Прогулки.

Ограничениепребывания на открытомсолнце.

Дыхательная гимнастика.

Строгоесоблюдение

приема лекарственных средств по показаниям

Рекомендации дефектолога Обучение по программе общеобразовательной или коррекционной школы,при необходимости   решить вопрос об обучении в школе слабовидящих по показаниям Обучение по программе общеобразовательной или коррекционной школы по решению психолого-медико-педагогической комиссии или в школе для глухих и слабослышащих детей. Занятия с логопедом, дефектологом постоянно. Обучение по программе, рекомендованной психолого-медико-педагогической комиссией. При ДЦП и поражениях спинного мозга обучение часто индивидуальное на дому. Занятия с логопедом, дефектологом начинать как можно раньше, заниматься регулярно. Общеобразовательные детские учреждения с посещением логопеда, дефектолога в более легких случаях до посещения специализированных детских садов и школ при тяжелых речевых нарушениях по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии Обучение в общеобразовательной или коррекционной школе по программе, определенной психолого-медико-педагогической комиссией. При необходимости-индивидуальное обучение на дому.

Занятия с логопедом, дефектологом, психологом

Обучение в школе или по показаниям индивидуальное обучение на дому

 

 

 

НЕ ОДИНОКИ

/Юридический аспект/

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопросы Усыновление (удочерение) Опека (попечительство) Приемная семья Патронатное воспитание (патронатная семья)
Полагается ли «материнский капитал»? Полагается, если второй ребенок родился или был усыновлен после 01.01.2007 (независимо от возраста ребенка).

В 2013 году размер материнского капитала составляет 408 тысяч 960 рублей

Не полагается

 

Полагается ли единовременное пособие при передаче ребенка в семью? Полагается гражданам в случае усыновления ребенка-инвалида выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка. Не полагается

 

Сохраняется ли право на ежемесячное пособие на ребенка? Сохраняется во всех случаях.

Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Выплачивается ли ежемесячное вознаграждение? Не выплачивается. Ребенок становится родным, и ответственность за его содержание несет родитель. Выплачивается. Размер и порядок выплат устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ

Кроме того, для опекунов и попечителей предельный размер вознаграждения, выплачиваемый по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

 

Какие выплаты и пособия полагаются лицам, принявшим на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Жилищная сфера
Права Пояснение Куда обращаться Правовое основание
Право на внеочередное   получение жилого помещения Это право предоставляется детям-инвалидам, а также и семьям, имеющим детей-инвалидов. Возможная форма предоставления – по договору социального найма либо в собственность.

Право предоставляется только нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Для получения данных прав нужно обращаться территориальный орган социальной защиты по месту жительства.

При этом необходимо собрать следующий пакет документов:

1. Написать заявление на бланке местного управления социальной защиты о постановке на учет за подписью всех членов семьи;

2. Помимо заявления необходимы паспорта, свидетельства о рождении и другие документы, удостоверяющие личности членов семьи;

3. Свидетельство о заключении или расторжении брака;

4. Документы о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи иного жилого помещения;

5. ИНН всех взрослых членов семьи;

6. Документы, подтверждающие права на внеочередное получение жилого помещения либо на дополнительное жилое помещение (документы, подтверждающие инвалидность, медицинские справки).

Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

Ст. 109 Жилищного кодекса РФ,

Постановление Правительства от 21 декабря 2004 г. N 817

Право на дополнительную жилую площадь (общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека) Это право предоставляется при условии, если дети-инвалиды страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Постановлением Правительства РФ (ВИЧ-инфекция, туберкулез в активной форме, заболевание опорно-двигательной системы, отсутствие нижних конечностей и некоторые другие).

Возможная форма предоставления – по договору социального найма.

Право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Это право предоставляется инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

Предоставляется в целях:

— индивидуального жилищного строительства,

— ведения подсобного и дачного хозяйства;

— садоводства.

 

Для получения данной льготы необходимо обратиться в исполнительный орган власти соответствующего субъекта РФ (правительство, администрация и т.д.).

Необходимо предоставить следующие документы:

1)документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

2) документы, удостоверяющие право на льготу;

3) справку с места работы с указанием занимаемых должностей за последние три года, предшествующие выдаче справки;

4) расписку о том, что ни ребенок-инвалид, ни члены его семьи не получали ранее финансовую поддержку за счет средств регионального бюджета при обеспечении жильем;

5) иные документы, определяемые нормативными актами субъектов РФ.

Льгота в виде скидки на оплату жилого помещения не ниже 50 %. Эта льгота предоставляется инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

Форма предоставления – в виде скидки не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Для получения данной льготы необходимо обратиться в территориальный орган соцзащиты с заявлением на бланке местного управления социальной защиты.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие данные льготы.

Помимо этого с документом, подтверждающим льготу, следует обратиться в организацию, предоставляющую жилищные услуги (дирекция единого заказчика, домоуправление и т.д.).

Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. От 02.07.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Сфера воспитания и образования
Право на дошкольное, внешкольное воспитание и образование, на получение среднего и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Это право принадлежит детям-инвалидам. Оно заключается в том, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Для реализации данного права необходимо обращаться в образовательные учреждения соответствующего типа и вида с заявлением на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением

— о потребности в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида (хотя по закону реализация такой программы является обязанностью образовательного учреждения);

— о переводе ребенка на домашнее обучение.

Статья 18 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Статья 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Компенсация затрат родителей (законных представителей) ребенка-инвалида за воспитание обучение детей-инвалидов на дому. Это право принадлежит родителям, опекунам (попечителям) ребенка инвалида, если данные лица осуществляют домашнее обучение и воспитание ребенка по индивидуальной программе.

Размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размер компенсации ограничен суммой, равной нормативу финансирования на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Компенсации подлежат только фактически понесенные расходы, т.е. расходы, которые уже произведены родителями.

Компенсация назначается приказом руководителя образовательного учреждения на основании заявления родителей.

Расчет суммы компенсации производится образовательным учреждением, в списке которого числится ребенок-инвалид.

Для получения компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг родитель (законный представитель), с которым проживает ребенок, обращается на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением о назначении компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг. Статья 18 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Освобождение от уплаты за обучение и воспитание ребенка-инвалида. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

 

 

Для получения льготы следует обращаться к руководителю соответствующего образовательного учреждения.

К числу предоставляемых документов относятся:

— заявление о предоставлении льготы;

— справка о составе семьи;

— справка о доходах всех членов семьи;

— копия свидетельства о рождении ребенка;

— копии соответствующих удостоверений.

Статья 18 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

 

Право на бесплатное получение мер социальной поддержки обучающимся детям-инвалидам. Это право заключается в том, что при получении образования инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (за исключением инвалидов, обучающихся за счет средств федерального бюджета). Для инвалидов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, обеспечение этой меры является расходным обязательством Российской Федерации. Обеспечение данных мер и прав является обязанностью образовательного учреждения.

Если указанные меры не предоставляются, следует обращаться с заявлением в орган управления образованием в субъекте РФ

Статья 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации;

П. 11 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 

Право выбора формы прохождения государственной итоговой аттестации по окончании средней школы. Это право предоставляется обучающимся детям-инвалидам, являющимся выпускниками учреждения среднего общего образования.

Государственная (итоговая) аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена.

Ребенок-инвалид вправе выбирать одну из форм прохождения аттестации.

Обеспечение данных мер и прав является обязанностью образовательного учреждения.

Если указанные меры не предоставляются, следует обращаться с заявлением в орган управления образованием в субъекте РФ.

П. 13 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки РФ от 28.11.2008 N 362(ред. От 19.12.2011)

«Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования».

Право на бесплатный прием и обучение на подготовительных курсах, а также на бесплатное обучение в вузах. Это право предоставляется детям-инвалидам, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

Право распространяется только на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Количество мест для детей-инвалидов, поступающих на бюджетное место в вуз вне конкурса на данный момент составляет 10% от общего количества бюджетных мест по специальности. Право на поступление на бюджетное место по квоте имеют: дети-инвалиды; инвалиды с детства; инвалиды I и II групп; инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, сироты, молодые люди до 20 лет, имеющие одного родителя – инвалида I группы, дети военнослужащих, сотрудников ОВД и других силовых ведомств получат право на бесплатное обучение на подготовительных курсах.

Поступить в вуз можно только по результатам ЕГЭ (за исключение приняты нескольких федеральных вузов, в которых необходимо сдавать дополнительные экзамены).

Кроме того, закон «Об образовании» (новый) расширяет льготы при поступлении в вузы, в частности, дети-сироты (в том числе и дети-инвалиды) смогут за счет бюджета пройти обучение на подготовительный курсах. После окончания подготовительных курсов у них будет преимущество на поступление.

При поступлении на подготовительные курсы либо при поступлении в вуз необходимо представить медицинские справки по форме 086/У, медицинские документы об отсутствии противопоказаний на обучение в соответствующих образовательных организациях. П.п. 5 – 7 ст. 71 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 

Право на получение государственной   социальной стипендии для обучающихся детей-инвалидов. Сумма государственной социальной стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть ниже минимальной суммы стипендии, которая составляет 1650 р. Необходимые документы для получения социальной стипендии:

Для получения социальной стипендии нужно предоставить справку из органа социальной защиты населения по месту жительства. Срок действия этой справки один календарный год, следовательно, для назначения стипендии справку предоставлять ежегодно.

Чтобы получить справку, в управление социальной защиты потребуется предоставить следующие документы:

·         справки о доходах (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, субсидия, компенсация, и т.д.) каждого члена семьи;

·         справку о составе семьи;

·         справку, подтверждающую обучение в учебном заведении;

·         справку о стипендии;

·         дополнительные документы по требованию.

После получения справки студент предоставляет ее в деканат своего вуза. На основании этой справки он пишет заявление на получение социальной стипендии.

П. 5 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В медицинской сфере
Право на обеспечение техническими средствами реабилитации. Ребенок инвалид с учетом медицинских показаний и противопоказаний безвозмездно обеспечивается следующими техническими средствами реабилитации:

·         специальные средства для самообслуживания;

·         специальные средства для ухода;

·         специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;

·         специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

·         протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

·         специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;

·         специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний органами Фонда социального страхования по месту жительства на основе следующих документов:

— Заявление о предоставлении технического средства (изделия);

— документ, удостоверяющий личность ребенка-инвалида,

— документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы ребенка-инвалида,

— программа реабилитации (медицинское заключение);

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования инвалида.

 

 

Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240

(ред. От 21.05.2013)

«О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»;

Приказ Минтруда России от 18.02.2013 N 65н

«Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации»

Право на денежную компенсацию за приобретенные   технические средства реабилитации на собственные деньги ребенка-инвалида либо на деньги его законных представителей. Детям-инвалидам либо их законным представителям, которые в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и медицинскими показаниями приобрели за собственный счет техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу до 1 февраля 2011 года, выплачивается компенсация в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. От 24.07.2009) независимо от даты обращения за этой компенсацией (Федеральный закон от 09.12.2010 N 351-ФЗ).

Размер компенсации соответствует размеру стоимости технического средства реабилитации.

Данная компенсация выплачивается также и в том случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены ребенку-инвалиду.

Компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования при предъявлении следующих документов:

— документа, удостоверяющего личность ребенка-инвалида;

— документа, удостоверяющего личность лица, представляющего интересы ребенка-инвалида;

— индивидуальной программы реабилитации инвалида;

— страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

— товарных чеков.

Статья 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации;

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н

(ред. От 08.09.2011)

«Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации».

Право на прохождение реабилитационных мероприятий по индивидуальной программе. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы.

К реабилитационным мероприятиям относятся:

1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).

2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).

3. Санаторно-курортное лечение.

4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.

5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).

Предоставляются бесплатно.

Кроме того, дети-инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания. При наличии медицинских показаний им предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Длительность такого лечения в санаторно-курортном учреждении составляет 21 день. При этом гарантируется бесплатный проезд.

От получения перечисленных социальных услуг (всех или части) можно отказаться и получать вместо них ежемесячные денежные выплаты. Заявление об этом подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

 

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н

(ред. От 06.09.2011, с изм. От 28.11.2012)

«Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»

Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р

(ред. От 16.03.2013)

«О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».

Ежемесячные выплаты, пособия, единовременные пособия, скидки
Ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом. Выплачиваются ежемесячно до достижения ребенком возраста 18 лет

а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) — в размере 5500 рублей;

б) другим лицам — в размере 1200 рублей.

Ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду пенсии в период осуществления ухода за ним.

Устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида на период осуществления ухода за ним.

Чтобы получить выплату, нужно подать заявление в ПФР (в нем указываются дата начала ухода и место жительства заявителя). Определен перечень документов, прилагаемых к нему. Среди них — справки из органа службы занятости о том, что гражданин не получает пособие по безработице, а также из ПФР по месту жительства (пребывания) о том, что ранее выплата не назначалась, удостоверение личности, трудовая книжка (при наличии) и др. Некоторые из документов представляются, только если они отсутствуют в базе соответствующих органов.

Документы рассматриваются в течение 10 рабочих дней. Выплата производится с месяца, в котором лицо обратилось за ее назначением.

Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175

«О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»

Постановление Правительства РФ от 02.05.2013 N 397

«Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы».

Право на получение социальной пенсии по инвалидности. Детям-инвалидам — 8 704 рубля в месяц;

Детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери), — 7 253 рубля 43 копейки в месяц.

Размер пенсии ежегодно индексируется.

По всем вопросам назначения пенсии следует обращаться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Статья 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:

1) инвалидам I группы — 2 162 рублей;

2) детям-инвалидам — 1 544 рублей.

Каждый год данная выплата подлежит индексации.

Для предоставления ежемесячной денежной выплаты родители (законный представитель) ребенка-инвалида должен предъявить в отделение Пенсионного Фонда России (ПФР) следующие документы:

-документы, удостоверяющие личность и гражданство (ребенка и законного представителя);

-документы, удостоверяющие проживание на территории Российской Федерации;

— документ о признании ребенка инвалидом.

Формы и полный перечень документов уточнять в ПФР.

 

Статья 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации;

Приказ Минтруда России от 30.10.2012 N 353н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации».

Право на досрочное назначение трудовой пенсии. Пенсия назначается:

одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

Для предоставления пенсии следует обращаться в   отделение Пенсионного Фонда России (ПФР).

Формы и полный перечень документов уточнять в ПФР.

 

П. 1 статьи 28 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Право на единовременное пособие в размере 100 тысяч рублей. Это право имеют граждане в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка. Обращаться в территориальный орган соцзащиты. Представить следующие документы:

-заявление о назначении пособия;

-копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье.

Статья 12.2 Федерального закона от 19.05. 1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Право на ежемесячное пособие на ребенка. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Статья 16 Федерального закона от 19.05. 1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Льготы на проезд. Право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения. Указанная льгота распространяется на родителей, опекунов, попечителей и соцработников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами;

50-процентная скидка на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и одни раз (проезд туда и обратно) в другое время года.

На все дополнительные вопросы Вам ответят в билетных кассах и справочных пунктах на вокзалах и станциях, в местных отделениях Пенсионного фонда РФ, по справочным телефонам «Горячих линий»:

8-800-200-67-67 (звонок бесплатный из любого города России);

8-495-262-50-50; 8-495-298-12-54,

а также на сайтах www.rzdlgoty.ru и www.rzd.ru.

Порядок оформления льгот устанавливается нормативными актами субъектов РФ.
В сфере труда и отдыха
Право на дополнительные оплачиваемые выходные. Одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Обращаться в администрацию предприятия с письменным заявлением. Статья 262 Трудового кодекса РФ.
Право на ежегодный дополнительный отпуск. Предоставляется работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет при условии, что коллективным договором   такое право предусмотрено.

Данный отпуск устанавливается как ежегодный без сохранения заработной платы в удобное для работника время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Обращаться в администрацию предприятия с письменным заявлением. Статья 263 Трудового кодекса РФ.
Обязанности родителей (законных представителей) ребенка-инвалида
Обязанность воспитывать своих детей. Родители (законные представители) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Они имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Статья 63 Семейного кодекса РФ.
Обязанность содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

 

Обязанность бывшего супруга на уплату алиментов в пользу другого нуждающегося супруга после расторжения брака. Алименты уплачиваются по решению суда в пользу нуждающегося бывшего супруга, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком — инвалидом с детства I группы. Ст. 90 Семейного кодекса РФ.
Обязанность защищать интересы детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Статьи 64 – 65 СК РФ.

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ

История Аси Жигуловой,

Которая до 6 лет не умела ходить и говорить, а в 9 лет стала победителем Фестиваля «Кинотаврик»

Жизнь Аси Жигуловой из Москвы можно легко разделить на два этапа: ДО появления мамы, и С любящей и небезразличной семьей. А теперь по порядку. В первые 6 лет жизни она не могла ходить и говорить, не знала что такое человеческие тепло и любовь. И, наверное, могла и никогда об этом не узнать, если бы на ее пути не повстречалась отважная Татьяна, которая, не смотря на все трудности, поняла для себя: появление ребёнка на свет божий или просто в доме — это счастье для любой семьи. И такое счастье она увидела в Асе, познакомившись с ней в детском доме.

Ни для кого не секрет, что радость от общения с мальчиком или девочкой из детского дома, которым только предстоит стать самыми близкими и родными на свете сопряжена с рядом колоссальных трудностей. Асенька не была исключением. Начнём с того, что у неё было шесть диагнозов несовместимых с жизнью, самые безобидные из которых — глубокая умственная отсталость и перекос черепа. Но что оставалось делать? Отчаиваться нельзя, с этим жить и надо как-то действовать и продвигаться вперёд, невзирая ни на что. Татьяна взяла ее в семью, с этого момента началась совсем другая история жизни ребенка. Началось привыкание к дому, ежедневное нелёгкое узнавание друг  друга  и преодоление очень и очень многих трудностей.

Первым делом в семье решительно отказались от приёма любых лекарственных средств, т. к. к своим шести годам Ася была буквально нашпигована множеством разнообразных, в том числе и психотропных препаратов, которые не только не помогли ей, но и усугубили её состояние, вплоть до опущения всех внутренних органов и подозрений на туберкулёз, часотку и др. Интуитивно Татьяна со своей мамой стали  каждый день обливать Асеньку ледяной водой (по три ведра на голову и всё тело), эти процедуры приносили ей заметное облегчение и избавление от сильнейшего зуда (на тот момент вся её кожа была покрыта язвами, похожими на трофические). С первого дня появления Аси в доме родители стали возить её к бурято-тибетскому монаху на остеопатический массаж. Ему удалось подтянуть все внутренние органы девочки, выровнять перекошенный череп и вправить челюсть, которая, как оказалось, была вывихнута приблизительно тремя годами раннее при неизвестных обстоятельствах.

После того, как семье удалось хоть немного поправить здоровье Асеньки, Татьяна сама разработала комплекс ежедневных упражнений для утренней зарядки. Сначала делали её все вместе, было нелегко всем, т.к. зарядка силовая: среди различных упражнений были  50 отжиманий от пола и столько же приседаний, прыжки с колен и упор лёжа, упражнения на растяжку, для пресса живота, подтягивания на турнике и ходьба гусиным шагом. Уже через пару месяцев Асю было не узнать: из «киселя» она превратилась в крепкого «боровичка» — ребёнка с мышцами, могла подтянуться на турнике 11 раз, научилась бегать и прыгать, а ведь ещё полгода назад она с трудом могла ходить. В сентябре начались ежедневные занятия в подготовительной группе детского сада, в качестве реабилитации психического состояния  — посещение воскресной школы при Храме Архангела Михаила, по выходным дням всей семьёй ходили в бассейн. Сначала вода вызывала у Аси панический ужас, она синела, как слива и тряслась всем телом, поэтому, когда ей удалось преодолеть этот страх и поплыть, радости семьи не было предела. Зимой девочка уже плавала в проруби зоны отдыха в сопровождении крёстного папы.

В семье под чутким сопровождением и поддержкой родителей Ася схватывала все на лету: училась говорить и сразу читать, рисовать и играть на флейте, петь и читать стихи. В свои 9 лет она стала победителем Международного детского фестиваля искусств и спорта «Кинотаврик», прочитав стихотворение «Одинокая девочка».

Самое главное желание у Аси сейчас — это чтобы у нее появились крылья, и она научилась летать. Она уверена, что на Земле ничего невозможного нет! Ведь именно этому ее научили и заставили поверить ее новые родители, дав ей шанс на совершенно незнакомую ранее ей жизнь.

Сейчас Татьяна с улыбкой вспоминает слова работников детского дома, которые отговаривали взять настолько «безнадежного ребенка», и не устает повторять: «главное в реабилитации любого ребёнка — это безусловная любовь, любовь вопреки всему, любовь всем сердцем, любовь без всяких условий и потому настоящая и искренняя. Мы счастливы, что в нашей семье появился такой замечательный ребёнок, который учит нас достойно преодолевать все жизненные трудности и невзгоды».

 

История семьи Клименко,

В которой воспитываются 8 приемных детей

В нашей семье было уже двое детей, когда мы поняли, что по медицинским показателям мы больше не сможем родить своих деток. И тогда мы с мужем приняли серьезное решение — взять на воспитание ребенка из детского дома.

Так получилось, что нам показали девочек-двойняшек, обе были очень слабые. Одну нам отдали сразу, а другую пришлось добиваться и ждать больше года, причиной стали очень серьезные диагнозы.

Потом детки в нашей семье появлялись как грибочки. С каждым днем семья становилась радостней, веселее и многочисленнее. И вот уже в нашей семье 8 детей. Но все бы ничего, если бы не тот факт, что практически у всех ребят поставлен диагноз «синдром Дауна».

Наша семья осознанно подошла к воспитанию особенных детей, каждый день мы создаем условия для их развития. Расскажу немного о том, как проходит наш день — день настоящей любящей семьи, которую не напугают никакие диагнозы и болезни.

Утро начинается с улыбки и физической зарядки. Все детишки занимаются спортом: кто-то крутит круг, кто-то занимается на тренажерах, кто-то крутит педали на велосипеде… Благо, живем мы в частном доме, где есть место даже для небольшой комнаты с тренажёрами. После этого приступаем к водным процедурам, в нашей семье личная гигиена — превыше всего! И, конечно же, вкусный завтрак и прогулка.

Полина и Катя ездят в школу, к Вите и Насте приходит учитель на дом.

В нашей семье большое множество домашних животных, есть даже ослик, и это не с проста. Общение с животными и уход за ними помогает детям привить любовь к окружающему миру и чувство заботы.

После возвращения ребят из школы, их ждет вкусный обед, который готовит мама и ее помощники — старшие детки, которые уже не один год живут в семье. После обеда наступает время отдыха — «тихий час».

Проснувшись, детей ждет легкий полдник с фруктами, которые растут на придомовой территории, а это персики, яблоки, груши, черешня и многое др. Живем мы в Краснодарском крае.

Вся инфраструктура создана с учетом особенностей таких детей. Рядом с домом, на солнышке, летом устанавливаем искусственный бассейн, так как купание очень полезно для укрепления здоровья. Оборудованы комнаты для занятий спортом и творчеством.

Вечером всей семьей проверяем домашние задания, после чего занимаемся спортом и творчеством. Ребята рисуют, пишут, читают, играют в настольные игры, а мы во всем им помогаем и поддерживаем.

Вечером в доме все затихает, чтобы утром начать заново радоваться жизни.

 

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

/организации и их интернет-адреса, которые могут пригодиться родителям/

База потенциальных родителей на портале «ВАНЕЧКА.РУ» www.vanechka.ru

Благотворительный фонд «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» http://www.fond.org.ru/

Портал «Глухих нет» http://www.gluxix.net/

Фонд помощи аутичным детям и детям с особенностями интеллектуального развития «Город Солнца» http://www.fund-suncity.ru

ПорталAutismu.Net. Это сеть для родителей, имеющих на воспитании детей с диагнозом -аутизм. http://autismu.net/

Региональная общественная благотворительная организация Общество помощи аутичным детям «ДОБРО» http://www.dobro.su/

Сайт «Аутенок» http://aytenok.ru/

Благотворительный фонд помощи детям – инвалидам с ДЦП «Адели» http://www.adeli-club.com/

Сообщество родителей детей с ДЦП «Дети-ангелы» http://detiangeli.ru/

Портал «БАРЬЕРОВ НЕТ» http://www.barierov.net/

Региональный общественный фонд правовой защиты и поддержки инвалидов «Без Барьеров» http://barrier-free.ru/

Межрегиональная общественная организация помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям «ДОРОГА В МИР» http://dorogavmir.ru/

Некоммерческая организация Благотворительный фонд «ДАУНСАЙД АП» http://downsideup.org/ru

Ассоциация Даун Синдром — общество детей и взрослых с синдромом Дауна и их родителей http://www.notabene.ru/down_syndrome/

Дневник иппотерапевта http://www.nakone37.ru/

Региональный Благотворительный Общественный фонд «Детские Сердца» (помощь детям, больным врождёнными пороками сердца и сосудов) http://www.detis.ru

Автономная некоммерческая благотворительная организацияпо реабилитации детей-инвалидов с онкологическими заболеваниямии их семей «Волшебный ключ» http://www.doktor.ru/onkos/together/key.htm

Благотворительный фонд «Линия жизни» http://www.life-line.ru/

Региональная общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов «КОВЧЕГ» http://nashkovcheg.ru/

Центр лечебной педагогики http://www.ccp.org.ru/

Благотворительный Фонд «Созидание» http://bf-sozidanie.ru/

Благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития «VITA» — онлайн-консультации, форум, библиотека http://www.gold-child.ru/

Благотворительный интернет-фонд Помоги.Орг http://www.pomogi.org/

Сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья«Дверь в мир»http://doorinworld.ru/

Центр реабилитации инвалидов детства«Наш Солнечный Мир» http://www.solnechnymir.ru/

Автономнаянекоммерческаяорганизация реализации социальных программ«Доступная среда – инвалидам»http://www.dsi-help.ru/

Бюро медико-социальной экспертизы при оформлении инвалидности, пенсионный фонд, фонд социальной защиты населения

Пенсионный фонд, фонд социальной защиты населения, благотворительные организации.

Психолого-медико-педагогическая консультация.

Служба сопровождения приемных семей.

Федеральные и краевые специализированные центры.

 

 

 

 

 

Над памяткой работали:

Пимонов Владимир Алксандрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юридической психологии и права Московского городского психолого-педагогического университета

Селящева Людмила Николаевна, практикующий врач-педиатр

Павлова Анна Игорьевна, директор праздничного агентства «31 повод», сотрудник Детского семейного центра развития «Солнечный город» (г.Белгород), волонтер проекта «Ванечка.рф»

Синкевич Юлия Владимировна,руководитель регионального отделения Межрегиональной общественной организации помощи детям «НАШИ ДЕТИ», волонтер проекта «Ванечка.рф»

Абдулаева Мария Магомедовна, руководитель регионального отделения МДМОО «МИШКИ», волонтер проекта «Ванечка.рф»

Щепак Ольга Григорьевна, специалист по работе с молодежью социального отдела ГБУ «Московский молодежный центр «Сетуньский Стан», волонтер проекта Ванечка.рф

Ким Ирина Станиславовна, куратор по работе с партнёрами проекта «Технология Добра», администратор портала поддержки приемных семей «Ванечка.рф»

Зимова Юлия Константиновна, создатель проекта «Ванечка.рф»

 

 

 

Комментирование закрыто.