Сквернословием в наше время мало кого удивишь. Бранное слово все чаще встречается в речи не только у представителей старшего поколения, но и у молодежи и даже, детей. И если в недалеком прошлом эта проблема не была столь актуальна, то сегодня вопрос культуры речи волнует нас особенно. Наибольшая степень негодования одолевает, когда мы вынужденно становимся свидетелями беседы с использованием нецензурной лексики, находясь в общественном месте. Будь то торговый центр, кафе, остановочный пункт или даже школа – мат, сегодня, словно не имеет границ.
Так почему молодежь все чаще употребляет в речи подобные выражения, не отдавая себе отчет в их допустимости?
Если говорить подробнее, зачем дети и подростки используют мат, одна из причин — инициация (переход человека на новый уровень развития внутри узкой группы или всего социума). Это приобщение к миру взрослых: раньше дети не употребляли мат, сейчас они выросли и стали использовать его на своей «территории».
Поэтому подростки часто ругаются нарочито. В отличие от более младших детей, которые если и используют мат, то старательно скрывают это от родителей, педагогов. Подростки и молодежь делают это как будто напоказ: «Я же взрослый! Я могу себе это позволить!» Задача — проверить, обратит на это кто-то внимание или нет, сделают замечание или нет, допустимо ли такое поведение в этой культуре.
Мат также может быть выражением протеста, это касается периода «максимальной взрослости», эмансипации. В таком случае речь будет яркой, вычурной, с большим количеством вариаций нецензурных выражений. Также подросток может проверять взрослых «на прочность» и их границы.
Ещё одна причина такого поведения — попытка заявить о себе как о лидере, выделиться среди сверстников.
16 октября в детском доме было проведено мероприятие «Мат – не наш формат». Педагог рассказала об истории возникновения мата и проникновения его в наше государство. Обсудили с детьми причины, по которым они прибегают к использованию нецензурных выражений в своей речи. Посмотрели видеоролики «Мат – это ад» и «Не говори воде – дурак».
Если подросток матерится, педагогу важно помочь ему отрефлексировать свои чувства, дать пространство для эмоций. У педагогов часто мало времени, но нужно остановиться и подумать: что на душе у ребёнка, который хочет ругаться? Когда подросток осознает, что с ним происходит, можно будет решить, что ещё можно сделать в таком состоянии.
ЗАГОВОРИ, ЧТОБЫ Я УВИДЕЛ ТЕБЯ…
View the embedded image gallery online at:
https://detidom31.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=761:zagovori-chtoby-ya-uvidel-tebya&Itemid=2128#sigProId355f4fde2f
https://detidom31.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=761:zagovori-chtoby-ya-uvidel-tebya&Itemid=2128#sigProId355f4fde2f